Дуальное образование: школа-колледж-вуз » КГУ "Гимназия №132"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№132 гимназия»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 373-11-83
Есепші бөлімі:
+7(727) 373-10-53
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Дуальное образование: школа-колледж-вуз
01
ақпан
2019

Дуальное образование: школа-колледж-вуз

Дуальное образование:  школа-колледж-вуз

КГУ «Гимназия № 132» - Гуманитарный   педагогический колледж №2 – Казахский   национальный педагогический   университет имени Абая


Наша гимназия тестно сострудничает с кафедрой  педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая с 2015 года. Комплекс включает несколько школ-гимназий г.Алматы (№132, 8, 159), Гуманитарный педагогический колледж №2, кафедру педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

Научно-методический комплекс: школа-колледж-вуз создан для организации эффективного научно-практическогосотрудничества и интеграции деятельности учреждений различных ступеней образования.

Целью научно-методического комплекса: школа-колледж-вуз является определение условий и путей интеграции научно-исследовательской и практической деятельности школы, колледжа и вуза на единой методологической основе, обеспечивающей преемственность уровней образования.

Научно-методический комплекс создан как образовательный комплекс, который аккумулирует, трансформирует и транслирует основные достижения психолого-педагогической науки в РК и передовой практический опыт их внедрения в учебно-воспитательный процесс организаций различных уровней для реализации непрерывности психолого-педагогического образования.

Иначе говоря, научно-методический комплекс: школа-колледж-вуз – психолого-педагогический научно-практический и методический комплекс (центр-система), объединяющий усилия учреждений различных уровней образования (среднего, средне-профессионального, высшего и послевузовского), заинтересованных в продвижении современной парадигмы образования и повышении авторитета (социального статуса) современного учителя, на основе развития дуально-ориентированной педагогической подготовки обучающихся, продуктивного функционирования института наставничества, повышения профессиональной квалификации педагогов, расширения их академической свободы и повышения социальной ответственности.

Созданный психолого-педагогический комплекс позволяет: 

-   благодаря организованной деятельности, создать психолого-педагогическую систему, которая основана на общности путей, средств, способов и форм звеньев и уровней;

- повысить мотивацию обучающихся на развитие профессиональных психолого-педагогических умений и навыков, способствующих осознанному профессиональному самоопределению;

- разработать и внедрить систему работы по осуществлению взаимосвязи «учитель школы – преподаватель колледжа – преподаватель вуза» и «учащийся школы- студент колледжа- студент, магистрант, докторант вуза» для повышения качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса в них;

- улучшить качество преподавания и обучения во всех звеньях научно-методического комплекса, на основе интеграции научно-методической деятельности;

- активизировать научно-исследовательскую деятельность учителей школы, преподавателей колледжа и вуза с одной стороны, и учащихся школ, студентов колледжа, студентов, магистрантов и докторантов вуза, с другой стороны;

- активизировать и перевести на более продуктивный уровень систему наставничества в комплексе школа-колледж-вуз, благодаря привлечению к этому виду деятельности участников всех звеньев научно-методического комплекса.

         Определены структура, стратегические направления деятельности научно-методического комплекса: школа-колледж-вуз и пути его реализации:

- разработка и утверждение нормативной документации, регламентирующей деятельность НМК (Положение о деятельности НМК, Договора о сотрудничестве между школами, колледжами и университетом, комплексный план работы);

- определение задач и их реализация в структурных подразделениях НМК: в Консультативном Совете, Совете Наставников, Совете психологов, Совете педагогов, Советеисследователей.

- проведение ежегодной республиканской научно-методической конференции ученых и учителей;

- проведение обучающих семинаров для педагогов и психологов школы и колледжа по запросу на актуальные темы современной психолого-педагогической науки и практики;

- проведение совместных тематических мероприятий;

- проведение совместных мероприятий профориентационного характера – выставок, Дней открытых Дверей и др.;

- создание и разработка официального сайта НМК: школа-колледж-вуз, выполняющего информационно-коммуникативную, научно-просветительскую функции;

- организация и проведение ежегодной олимпиады среди обучающихся школы, колледжа и вуза;

- совместное участие в научных проектах и выпуск совместных публикаций в научных, научно-методических, информационных и пр. изданиях.

- проведение совместных круглых столов «Школа-колледж-вуз – результаты совместной деятельности и перспективы развития»;

- выступления на ежегодных августовских совещаниях работников образования РК о результатах совместного сотрудничества школы-колледжа и вуза;

- издание совместной монографии по реализации сотрудничества и созданию психолого-педагогического комплекса;

- разработка и издание Методических рекомендаций по научно-исследовательской и методической интеграции в системе школа-колледж-вуз.

Много из того, что было запланировано уже сделано. Конечно, в процессе сотрудничества в реальных условиях вносятся определенные коррективы и поправки. Но в целом, деятельность научно-методического комплекса можно с уверенностью назвать продуктивной, нужной и своевременной.

Так, исходя из задач научно-методического комплекса, его деятельность строится по нескольким направлениям: 

1) взаимодействие и сотрудничество всех звеньев в русле педагогической и научно-методической деятельности;

2) организация совместной научно-исследовательской работы;

3) совместная работа, направленная на повышение продуктивности психологической службы школы, колледжа и вуза.

Реализация задач первого направления только начинает активизироваться. Для этого необходимо было осмыслить и понять в какое русло направить взаимодействие, чтобы оно было плодотворным. 

Учителя гимназии регулярно обращаются за консультациями к профессорам и доцентам кафедры, получают для повышения своего научно-методического уровня их научные и педагогические труды, посещают лекции и семинары. На основе такого взаимодействия учителя школы и преподаватели колледжа имеют возможность грамотно направлять в научно-педагогическое русло студентов вуза и обучающихся колледжа, которые проходят практику на базе гимназии.

Совместная научно-исследовательская работа уже имеет свои первые результаты. Так, 12-13 мая 2018 года, в рамках деятельности научно-методического комплекса, была проведена 1-ая республиканская научно-практическая конференция ученых и учителей«Интеграция деятельности школы-колледжа-вуза в условиях дуально-ориентированного образования». 

Конференция проводилась в новом формате, который предполагал проведение конкурсов на лучший постерный доклад и методическую разработку занятия или урока, а также традиционное издание материалов конференции. Педагогический коллектив принял активное участие в работе конференции, учителя выступали на пленарном заседании, принимали активное участие в обсуждении секционных докладов, предоставили лучшие методические разработки своих уроков. Хочется отметить, что созданная в ходе конференции атмосфера обмена мнениями и опытом среди ученых и учителей из всех регионов Республики Казахстан, впечатлила и оказалась весьма полезной для педагогов нашей гимназии.

Поскольку конференция ученых и учителей получила статус ежегодной, учителя гимназии активно занимаются подготовкой докладов для предстоящей, уже 2-ой конференции «Дуальное обучение в педагогическом образовании: опыт, подходы, проблемы».

Помимо этого, преподаватели вуза, магистранты и докторанты принимают активное участие в работе по руководству научными проектами учащихся и учителей гимназии.

Безусловно, заслуживает особого внимания и положительных отзывов, совместная работа в русле психологической службы гимназии. Здесь нам есть, чем поделиться.

Во-первых, нужно отметить, что психолого-педагогическая работа ведется по нескольким направлениям: 

- осуществляется весомая помощь психологам гимназии в психодиагностическом русле. Особенно активно помогают студенты, в период прохождения практики на базе гимназии;

- проводятся различные мероприятия коррекционно-развивающей направленности для учащихся разных классов (тренинги, ролевые игры, ситуационные задачи и пр.);

- оказывается консультативная психолого-педагогическая помощь индивидуального и группового характера педагогам, родителям и ученикам;

- проводится психолого-педагогическая профилактика и просвещение среди учеников, родителей и педагогов.

Особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает работа с родителями. Сначала с целью апробации, а сейчас стало доброй традицией проводить регулярные встречи с психологом на родительских собраниях. Психолог проводит беседы просветительско-профилактического характера, освещая причины, способы профилактики трудностей, возникающих в учебе и жизни детей. Беседы проводятся в формате интерактивного диалога с родителями на доступном, не загруженном теоретической терминологией языке. Вызывают живой интерес, обогащают знаниями и мотивируют оказывать помощь своим детям. 

Были проведены профилактические беседы на различные темы: «Профилактика компьютерной и интернет –зависимости у подростков и старшеклассников», «Адаптация первоклассников к обучению в школе», «Кризис подросткового возраста», «Как повысить мотивацию к учению у детей», «Профилактика аутодеструктивного поведения современных школьников» и др.


Показателем результативности подобных встреч явилось то, что родители обратились к администрации школы с просьбой организовать регулярные встречи с психологом. Сейчас проводится работа по организации в гимназии Лектория для родителей по актуальным вопросам современной психолого-педагогической науки и практики.

Таким образом, в течение небольшого периода взаимодействия с вузом много интересного и полезного было сделано, но и предстоит сделать немало. 

Мы планируем выпустить Методические рекомендации для родителей, куда войдут материалы проведенных встреч с конкретными предложениями и способами разрешения затруднений, возникающих в процессе воспитания детей разного возраста.

С целью популяризации нашего удачного опыта сотрудничества с вузом планируется организовать встречи с педагогами других школ и поделиться результатами своей работы с тем, чтобы в дальнейшем расширить границы взаимодействия включением в научно-методический комплекс других школ и колледжей.

Поскольку наша совместная деятельность с вузом построена на научных основах психолого-педагогической науки, конечно будет целесообразным систематизировать научно-педагогические основы взаимодействия школы, колледжа и вуза. Систематизация научных и практических результатов взаимодействия отразится в коллективной монографии «Научно-методические основы сотрудничества школы, колледжа и вуза».

На основании вышеизложенного можно заключить, что опыт нашего взаимодействия вносит серьезный вклад в повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов и психологов, поскольку преподаватели, студенты вуза и колледжа имеют возможность изнутри увидеть все интересные и сложные моменты жизни современной школы. Опыт взаимодействия школы, колледжа и вуза можно с уверенностью назвать удачным и перспективным.


Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: