Педагогический совет № 1 » КГУ "Гимназия №132"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№132 гимназия»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 373-11-83
Есепші бөлімі:
+7(727) 373-10-53
Нашар көрушілер
нұсқасы
04
сәуір
2018

Педагогический совет № 1

 

 


Педагогический совет № 1 

«Роль родителей в проектной деятельности учащихся»

Учитель начальных классов Шиш Р.А.

Тему "Проектная деятельность в начальной школе" я считаю актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, а также она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем - то знакомым и понятным из реальной жизни.

Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

Но начиная работать по этой теме с малышами зададим себе вопрос:: "А достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ однозначный: " Конечно же нет!"

Но это не значит, что ученики начальной школы не должны включаться в проектную деятельность. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. А для успешных занятий проектной деятельности необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребенка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный учитель - консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику. Конечно, в начальной школе - это обычно не индивидуальная, а семейная деятельность, так как наши дети сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому наши первые шаги в проектной деятельности мы делали вместе с учителем и родителями.

Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети начинают работу над проектом. На данном этапе проведено было специальное родительское собрание, на котором родителям была разъяснена суть метода проекта и его значимость для развития личности детей. Познакомила с основными этапами проектной деятельности и формами возможного участия в ней.

1.Выбор темы проекта, т. е. помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей. Чем больше идей, тем больше выбор.

2.Выдвижение первоначальных идей.

3.Выбор лучшей идеи.

4.Планирование проектной деятельности, т.е. помочь ребенку спланировать работу с учетом занятости детей, определение сроков ее выполнения.

5.Изучение необходимого материала по теме проекта. Редактировать список литературы, составленный ребенком. Взрослые могут посодействовать ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помочь сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

5.Оценка и самооценка проекта. Здесь родители могут дать советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующих проектах. Желательно вместе обсудить достоинства и недочеты своей деятельности, обязательно нужно отметить реальные достижения своего ребенка.

6. Защита презентации проекта. Взрослым рекомендуется провести проверку презентации, прорепетировать выступления, возможность снять волнение перед защитой проекта.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно, в нескольких ролях. Они консультируют и решают оперативные вопросы, помогают составить план действий и участвуют в подготовке презентации. Но родители не должны забывать:

1. Что главное слово дл родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

2. Что родитель может играть роль источника информации наравне с прочими - такими, как книги, фильмы, интернет.

Самый первый проект в нашем классе был сделан по теме:" Магия цифры 3", презентация была продемонстрирована на родительском собрании, где родители могли наглядно увидеть все этапы проектной деятельности. Специально для "взрослых помощников" была разработана памятка и рекомендации для успешной работы над проектом.

Хочу остановится еще на одном важном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Это:

  • Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников.
  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Начинают лучше понимать проблемы своих детей.
  • Огромное значение имеет положительное общение детей из неполных и проблемных семей. Встречи и общение с родителями одноклассников может сделать ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

Кроме того, для любого педагога важно по мере возможности привлекать родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности. Одним из самых информационных методов является анкетирование, направленное на опосредованное изучение особенностей детской проектной деятельности. Наблюдения родителей, их мнение о работе ребенка дополняет представления учителя и помогут ему оптимизировать проектную деятельность своих учеников, сделать ее личностно-ориентированной. Родителям была предложена следующая анкета.

1. Что явилось самым трудным для вашего ребенка в процессе выполнения проекта?

а) поиск необходимой информации;

б) выбор темы проекта;

в)подготовка презентации проекта;

г) распределение своего времени;

д) другое.

2. Как относился ребенок к вашей помощи в подготовке проекта?

а) охотно принимал, если нуждался в ней;

б) не принимал, даже если она требовалась;

в) рассчитывал только на помощь.

3. Что в большей степени привлекало вашего ребенка в проектной деятельности?

а) планирование будущего проекта;

б)выполнение (подготовка) проекта;

в) презентация проекта.

4.Довольны ли вы результатом вашей совместной с ребенком проектной деятельности?______________________________________________

Проанализировав результаты проведенной анкеты, было отмечено, что 78% от опрошенных родителей знают своего ребенка, поддерживают его творческое развитие, самым трудным этапом в работе практически все отметили, что это выбор темы. Единогласным было мнение, что проектная деятельность является нужной и полезной для учеников начальной школы. Также родители пришли к единому мнению, что подготовка к проекту занимает очень много времени и повышает умственную нагрузку учащихся, приходится анализировать большое количество информации.

За этот небольшой период времени родители стали понимать суть метода проекта. И, несмотря, на имеющиеся недостатки, можно сказать, что за проектной деятельностью будущее.

В 3 классе был сделан акцент на информационные проекты, как, например, проект "Животные Ямала". Основная работа по нему лежала на учителе. Дети получали основной теоретический материал на уроках литературного краеведения, готовили сообщения об отдельных животных (работа с родителями), некоторые дети рассказывали свои наблюдения за поведением некоторых животных. В результате были выявлены какие животные Ямала занесены в Красную книгу. Приведу несколько тем, которые выбрали сами дети для участия в конкурсах и конференциях разного уровня: "Тайна моего имени", Секреты жевательной резинки", "Математика - царица наук", "Фразеологизмы в нашей жизни" и т.д.

В 4 классе мы начали больше внимания уделять исследовательским и творческим проектам. Были выбраны следующие темы проектов: "Как влияет температура воздуха на организм человека", "Почему лёд тает?", "Как зависит громкость звука от расстояния". В классе на уроке проводятся эксперименты в режиме беспроводной связи с графическим дисплеем, а дома уже анализируют и оформляют полученные результаты.

В конце 4 класса планируется сделать творческий отчет с участием каждого учащегося и родителей о проделанной работе по проектной деятельности.

Теперь я точно могу сказать, что работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности, повышает социальный статус в школе, дети узнают способы взаимного сотрудничества:коллективного планирования, взаимодействия с любым партнёром, как со взрослым, так и с одноклассником, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнёрского общения. А значит, формирует социально-личностную компетентность детей.

Родители и педагоги - это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

 

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: