Родительская гостиная «Адаптация первоклассников» » КГУ "Гимназия №132"
Телефон приемного:
+7(727) 373-11-83
Телефон бухгалтерия:
+7(727) 373-10-53
Версия
для слабовидящих
» » Родительская гостиная «Адаптация первоклассников»
11
октябрь
2019

Родительская гостиная «Адаптация первоклассников»

Родительская гостиная

«Адаптация первоклассников»




О мерах эффективной помощи ребенку в адаптации к обучению в школе.

Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет.

Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.

Почему у ребенка могут возникнуть трудности?

  • В школе предъявляются новые требования. (внимательно слушать, не отвлекаться, подчиняться установленным правилам и порядку);
  • Появляются новые требования со стороны родителей. (изменение режима дня, появление самостоятельности в поведении, выполнение поручений по самообслуживанию);
  • Ребенок входит в новые отношения со сверстниками. (ребенок начинает волноваться, сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята, не будут ли обижать его словами или действиями).

При всех изменениях, произошедших в жизни ребёнка, родителям не стоит забывать: 

  • Первоклассники остаются очень эмоциональными; 
  • Обладают повышенной возбудимостью;
  • Быстро утомляются; 
  • Их внимание неустойчиво; 
  • Поведение зависит от внешней ситуации.

Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням. Если это не брать во внимание, тогда может ухудшиться работоспособность, пропасть интерес к обучению. Если же мы с вами учтём новое положение детей, их возрастные особенности, применим немного изобретательности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации.

Что же надо сделать, чтобы первый класс стал стартовой площадкой к успехам в будущем?

 Поговорим о ТРЕХ важнейших компонентах родительских стратегий родителей первоклассников.

ЗАКОН ТРЕХ «А»: АДАПТАЦИЯ, АВТОРИТЕТ, АКТИВНОСТЬ.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – задача родителей: оказать первокласснику моральную и эмоциональную  поддержку, помочь разобраться в непривычной обстановке.

АВТОРИТЕТ – задача родителей: укрепление и развитие на новый уровень  авторитета родителей, формирование авторитета учителя, школы.

АКТИВНОСТЬ – задача родителей: установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. 

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: рекомендации родителям.

1. самое главное, что вам необходимо  дать своему ребенку — это ваше внимание.

Будьте терпеливы: внимательно выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. 

  • Помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! 
  • Слушая своего ребенка внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

·Школьнику нужно внимание и мамы, и папы. 

  • Помните, что ребёнок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего её заслуживает.

Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.

2: поддержите в ребенке его стремление стать школьником, развивайте и поощряйте желание учиться. 

  • Выражайте свою искреннюю заинтересованность в школьных делах и заботах вашего ребенка.
  • Отмечайте его успехи и не скупитесь на похвалу.. 
  • Помните: похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.

3: помогите ребенку войти в новый режим жизни.

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

Распорядок дня в жизни первоклассника имеет важное значение. 

  • Контролировать продолжительность выполнения ребенком домашних заданий (в первом классе - 1-1,5 часа, включая чтение), а также время сна (сон должен составлять не менее 9-10 часов в сутки для полноценного отдыха).

Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. 

4 : умейте сохранять спокойствие по отношению к школьным заботам ребенка.

  • Ребенок пришел из школы - не торопитесь приставать к нему с вопросами, дайте ему расслабиться. Если видите, что он огорчен, лучше позже в спокойной беседе попытайтесь узнать о причинах его беспокойства. 
  • Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок – этим нельзя попрекать. Упреки понижают самооценку ребенка, лишают его уверенности в себе.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. 

5: помогите ребенку установить отношения со сверстниками  и чувствовать себя уверенно.

  • Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. 
  • Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. 
  • Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.



6: умейте быть мудрым по отношению к школьным успехам своего ребенка.

  • Не превращайте своего ребенка в приложение к школьному дневнику. 
  • Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Она не характеризует личность ребенка!
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими учениками.
  • Хвалите ребенка за его школьные успехи. 
  • Не относитесь к первым неудачам ребенка, как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

7: старайтесь не перегружать вашего ребенка в первом полугодии первого класса.

  • Не стоит сразу по приходу ребенка из школы засаживать его за уроки. Дайте ему отдохнуть 2-3 часа или, если это возможно, попытайтесь организовать ребенку 1,5 часовой дневной сон.
  • Когда ребенок делает уроки, не стойте у него над душой. Пусть делает их сам! Ваше дело помощь, а не выполнение.
  • Найдите оптимальную дозировку и по времени и по количеству занятий. 
  • Поступление в школу не должно лишать ребенка радости от игр: у него  должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

ЗАКОН ВТОРОГО «А»: АВТОРИТЕТ. АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ.

 Чтобы укрепить свой родительский авторитет, рекомендуем в общении с ребенком придерживаться вот таким правилам:

  • Общайтесь с вашим ребёнком на правах равного партнёра и показывайте образцы поведения, общения, взаимодействия с окружающими. 
  • Выработайте единую тактику общения с ребенком всех членов семьи.
  • Но не стоит выяснять противоречия своих взглядов в присутствии ребенка. Все разногласия должны быть оставлены за дверью.
  • Высказывайте свое мнение, но не навязывайте ребенку своего взгляда на ту, или иную проблему. 
  • Не забывайте: ребенок формирует собственное отношение к жизни, может быть, отличное от вашего отношения. 
  • Дайте ребенку достаточного количества времени для выражения своего мнения.  Дайте простор его вербальной активности. 
  • Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.!

ЗАКОН ТРЕТЬЕГО «А»: АКТИВНОСТЬ.

АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ. 

Во взаимодействии школы и семьи могут быть допущены ошибки, которые существенно снижают его результативность:
 Четыре основные ошибки, которые могут быть допущены родителями:
 1. Несогласованность действий семьи и школы. Не позволяйте себе обсуждать разногласия со школой в присутствии детей, допускать негативные высказывания в адрес учителей, демонстративно пренебрегать их рекомендациями, постоянно подчеркивать  позицию «есть вещи и важнее школы». 

2. Эпизодический характер контактов. Постарайтесь, чтобы посещение школы не было «от случая к случаю», или потому, что произошло что-либо чрезвычайное. Не игнорируйте родительские собрания и другие мероприятия. Результатом станет ваше низкая осведомленность о жизни ребенка, его интересах, увлечениях, друзьях, заботах. Это приведет к накоплению непонимания, отделению педагогов, детей и родителей друг от друга, к низкой педагогической культуре родителей. Вследствие этого резко возрастает количество ошибок, допускаемых родителями и педагогами в воспитании детей.

3. Раздел «сфер влияния». Иногда родители убеждены, что их задача — обеспечить материальное благополучие ребенка, а воспитывать его должна школа. В результате, в жизни ребенка появляется пространство, свободное от воспитательных воздействий семьи; это пространство может быть заполнено негативными влияниями и привести к трудновоспитуемости.

4. Система «руководящих указаний»,   как основа взаимодействияТотальный контроль, неоправданное вмешательство в деятельность школы со стороны семьи. В этом случае родители убеждены, что только они знают, как воспитывать ребенка, и ссылаются на то, что лучше них никто их ребенка не знает. Результатом является отрицательное отношение ребенка к старшим, сопротивление любым воспитательным воздействиям или же, отставание в развитии самостоятельности, инициативности, творческих способностей.
 
ВИДЕО РОЛИК

Как понять, что процесс адаптации успешно пройден?

Признаки успешной адаптации:

Первый — удовлетворенность ребенка процессом обучения.  

Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

Второй — насколько легко ребенок справляется с программой. 

Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго.


Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.

ТРЕТИЙ,  и самый важный признак того, что ребенок освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Вот такие, казалось бы, простые, но очень важные законы необходимо помнить всем родителям, чтобы помочь ребенку успешно пройти период адаптации к обучению в школе.

. Чтобы ваш ребенок был уверенным в себе, имел адекватную самооценку, был смелым, инициативным, будьте внимательны к своей речи: проанализируйте, есть ли у вас негативные установки и удалите их из своего общения с ребенком

НЕГАТИВНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ.

1. «Глаза бы мои тебя не видели!», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Сколько тревог ты мне принес»!. (обвинения родителей). Ребенок делает для себя вывод: "Лучше бы меня не было". В подростковом возрасте для несовершеннолетнего вероятно провоцирующее и опасное поведение, скрытый мотив которого – суицид.

2. «Что ты ведешь себя, как маленький?!". Данная установка приводит к тому, что во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства. 

3. «Не умничай», "Делай, что говорят", "Я лучше знаю, что надо делать". Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют беспомощность и опустошенность.

4. "Как тебе не стыдно бояться собаки?", "Как ты можешь злиться на папу?". Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может высказать словами свои чувства. 

5. "Подумаешь, какой-то синяк". Пренебрежение к ощущениям ребенка. Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка, что в будущем у него утрачивается способность к безопасности. Последствия: утрачивается контроль над телом (как одно из проявлений - ожирение). 

6. "У тебя все равно ничего не получится!". Неверие в возможность достижения ребенком успеха. Даже, если ребенок трудолюбив и старателен, он будет считать свои достижения незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя.

ПОМНИТЕ: Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
 
Негативные установки способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Слова, сказанные родителями, часто впопыхах, не задумываясь, превращаются в директивы и определяют дальнейшее развитие ребенка. 

Психолог продолжает речь, обращаясь к родителям: 

Предлагаем   ТРИДЦАТЬ способов сказать ребенку «Я тебя люблю». 

Начнем, а вы – продолжите:

1. Молодец!   2. Хорошо! 3. Удивительно! 4. Гораздо лучше, чем я ожидал. 5. Великолепно! 6. Прекрасно! 7. Грандиозно! 8. Незабываемо! 9. Именно этого мы давно ждали. 10. Это трогает меня до глубины души.

11. Как ты здорово сказал - просто и ясно. 12. Остроумно. 13. Экстра-класс. 14 . Талантливо. 15. Ты сегодня много сделал. 16. Отлично! 17. Уже лучше. 18. Замечательно. 19. Поразительно. 20. Красота! 

21. Как в сказке. 22. Очень ясно. 23. Ярко, образно. 24. Прекрасное начало. 25. Ты на верном пути. 26. Ты отлично в этом разобрался! 27. Ты ловко это делаешь. 28. Это как раз то, что нужно. 29. Ух!!! 30. Поздравляю!


Какие следующие ДЕСЯТЬ СПОСОБОВ СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ  "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ" предложите вы?